Управление проектами
в России с 2002 г.

info@bogdanov-associates.com +7(495)223-35-37
Благодарим Вас за проявленный интерес,
в ближайшее время Вы получите от нас письмо! Повторить подписку

Серьезные игры и программы развития менеджерских навыков

За счет чего «работают» серьезные игры? Какие психологические принципы лежат в их основе? Как применить серьезные игры в подготовке менеджеров проектов?

Развитие менеджерских качеств – одна из наиболее сложных задач для преподавателя. Ведь развить менеджерские качества можно только самостоятельно, им можно научиться, и почти невозможно научить. Однако менеджеры и их работодатели не хотят ждать годы, пока эти навыки придут с опытом, и ищут пути развить их быстрее.

Практически все обучающие программы, направленные на развитие управленческих компетенций, используют интерактивные и игровые формы: рабочие группы, лабораторные работы, ролевые игры, симуляции и пр. И все большую популярность набирают серьезные игры.

В этой статье, подготовленной по материалам всемирного конгресса PMI 2009 года, мы рассмотрим само понятие серьезной игры, почему эта форма эффективнее многих других форм обучения, а затем проанализируем их применение на примерах.

Что такое серьезная игра?

Впервые термин «серьезная игра» был использован Кларком Абтом в 1970 году, и с тех пор появлялось много определений этого термина. На наш взгляд, удачно определение серьезной игры как «игры, основной целью которой не является развлечение, получения удовольствия и т.п.». Разработчики серьезных игр говорят о них как «играх, правила которых предназначены для развития определенных навыков, которые требуются игроку в реальной жизни вне игры». Таким образом, серьезные игры позволяют игроку научиться определенным навыкам в игровых ситуациях, весьма приближенных к реальным.

Основные элементы серьезной игры

Для достижения «дидактических целей» в серьезной игре обеспечивается обмен информации между игрой и участников, и эта информация транслируется на нескольких уровнях:

  • Ключевой элемент серьезной игры – это ее правила. Они определяют, как взаимосвязаны элементы игры и как игра в целом работает.
  • Второй элемент игры – это декларативный уровень, включающий оформление, сюжет, озвучивание, раздаточные материалы и пр. Декларативный уровень игры легко можно поменять, сохраняя при этом правила – и игроки будут воспринимать игры как разные, хотя суть игры от этого не изменится.
  • Социальный уровень, строящийся вокруг игры – это обсуждение участников игры между собой, игра друг против друга. На этом может подключаться тренер для обсуждения результатов и внесения корректив в работу участников. Формально этот уровень не является частью игры, но при ее проведении необходимо его планировать и управлять им.

Экспериментирование и обратная связь

Игра дает участнику «драматические переживания» предмета, который изучается, и позволяет выбрав реалистичную роль столкнуться с проблемами, сформулировать стратегию, предпринять действия и получить быструю информацию о последствиях своих действий – и при этом не ощутить реальную тяжесть ошибок в реальной жизни. Иными словами, серьезная игра похожа на песочницу, в которой можно экспериментировать с очень сложными, затратными или рискованными вещами, с которыми не стоит экспериментировать в реальной жизни. То есть идеальна для экспериментов с управленческими вопросами, а следовательно в программах развития менеджерских навыков.

Очень важную роль играет быстрая обратная связь – в виде набранных очков, сообщений от персонажей, комментариев тренера, сопровождающего игру и проч.

Концентрация внимания, поток данных и адаптивность игры

Удержание внимания игрока на дидактических целях серьезной игры – третий важный ее компонент. Разработчики серьезных игр опираются на теорию потока, которая называет «потоком» наивысший уровень концентрации внимания игрока.

Согласно этой теории, игрок сосредоточен (находится в потоковом канале), если в игре соблюдается правильный баланс сложности заданий и требуемых навыков. Если задания очень сложные, и не требуют демонстрации навыков, то игрок ощущает возбуждение. Если же уровень навыков игрока выше, чем требуется для выполнения заданий, то ему становится скучно. Поэтому игра сама адаптируется в зависимости от поведения игрока, чтобы удерживать его в потоковом канале.

Эффективность серьезных игр: что участник получает от игры?

Согласно материалам, представленным на всемирном конгрессе PMI, подтверждены несколько ключевых эффектов от серьезных игр:

  • Социальное конструирование. Серьезная игра создает микро-мир, стимулирующий участника конструировать свои знания по теме программы развития менеджерских навыков.
  • Контекст игры релевантен задачам участника, конкретен и значим (не абстрактен), что позволяет участникам учиться на примерах этой игры и развивать необходимые управленческие навыки.
  • Возможность экспериментирования и получения обратной связи позволяет участнику игры быстро понять, как работают сложные процессы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.
  • Поскольку игра дает быструю оценку результатов участника, это создает дополнительную мотивацию для дальнейшего развития менеджерских компетенций.

Применение серьезных игр в развитии навыков руководителей проектов

Согласно модели компетенций руководителя проекта, предлагаемой PMI, существенную часть навыков руководителя проекта составляют так называемые «soft skills» – навыки межличностных коммуникаций, умение мотивировать, решать конфликты и т.д. Существующие программы подготовки руководителей проектов не предназначены для развития этих навыков и ориентированы в первую очередь на теоретическую подготовку.

Серьезные игры могут стать важным элементом для подготовки руководителей проектов и служить инструментом для развития «soft skills». При этом игры можно сочетать с теоретической подготовкой и использовать как один из элементов в комплексной подготовке руководителей проектов.